Неделю назад правительство Хабаровского края объявило конкурс на нового регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). На протяжении последних двух лет эту сферу частично в регионе обслуживала компания ООО "Хабавтотранс ДВ", которая работала в Зоне 1, включающей территорию г. Хабаровска и района имени Лазо. О том, почему возникла ситуация, при которой власти были вынуждены начать поиск нового исполнителя услуги, сегодня на пресс-конференции рассказал заместитель председателя правительства края по природными ресурсам и сельскому хозяйству Дарий Тюрин.
- Мы делаем все, чтобы наша мусорная реформа проходила плавно. Сейчас Хабаровский край по всем общероссийским показателям находится в так называемой "зеленой зоне". Мы отработали с потенциальным регоператором ООО "Хабавтотранс ДВ" последние два года и он показал себя достаточно квалифицированным, проблем у нас с ним не было. И в сложившейся ситуации регоператор поступил тоже достойно, заранее предупредив правительство края о том, что он не сможет получить банковскую гарантию, а это почти 85 млн рублей. При этом банковская гарантия это обязательное условие работы с ТКО. Она дает возможность в форс-мажорных случаях вовремя принять меры и недопустить коллапса. Поэтому теперь мы готовы рассматривать заявки от других компаний, соответствующих всем критериям. В первой половине ноября уже будем подводить итоги конкурса, рассказал журналистам Дарию Тюрин.
По поводу того, что возможная смена регоператора может расшатать весь рынок работы с ТКО в регионе, Дарий Тюрин заверил, что этого не произойдет. Все перевозчики, работавшие на регоператора, сохранят возможность и дальше заниматься своей деятельностью. При этом для них будут пересмотрены условия в тарифе для увеличения их прибыльности. Проверки показали, что в течение последних двух лет эти организации работали в убыток.
- Действующий реоператор, по закону, провел конкурс и отобрал перевозчиков. Организации купили технику в лизинг. У них сейчас техника самая современная по России износ у нее не более 25%. Вся логистика перевозок мусора выстроена. И в конце ноября, после смены регоператора, они вновь выйдут на конкурс. Поэтому вся цепочка, и все люди, работающие в этой отрасли, останутся. Подчеркну, что у ООО "Хабавтотранс ДВ" своей техники нет. А больше 70% в составе затрат это перевозка. Банки, как раз, видя что у перевозчиков идут убытки, возможно поэтому и не дают регоператору свою гарантию, пояснил зампред.
Подытоживая всю ситуацию, Дарий Тюрин заверил, что вносимые изменения в систему работы с ТКО никоим образом не отразятся ни на жителях Хабаровского края и размере их платы, ни на местных компаниях, работающих на рынке ТКО. Мусор будет и дальше вывозиться вовремя, в полном объеме. При этом впереди Хабаровский край ждут еще несколько полезных преобразований, ускоряющих "мусорную реформу".
- Мы себе поставили задачу обеспечить регион контейнерными площадками до середины 2025 года, в первую очередь частный сектор. В Хабаровске, к примеру, к концу ноября будет уже почти 300 площадок, на что город получил от края свыше 50 млн рублей. Юрлица у нас организовали 600 площадок, куда они выбрасывают свой мусор. Кроме того, мы нарастили объем отходов, вывозимых на официальные полигоны на 40 тысяч тонн. То есть раньше эти 40 тысяч тонн выбрасывались непонятно где. Продолжим работать над созданием в крае замкнутого цикла работы с ТКО сбор, вывоз, переработка, утилизация. По утилизации у нас уже 2-е место в ДФО, утилизируем до 8% отходов, сказал Дарий Тюрин.
Сейчас правительство Хабаровского края работает над возможностью заключения концессии, чтобы создать новый масштабный мусороперерабатывающий комплекс. Предыдущая такая попытка не удалась из-за ограничений законодательства. После изменений в прошлом году была заключена концессия по перегрузочной станции "Южная" в Хабаровске. Власти намерены сделать из нее завод по сортировке отходов, поступающих из Хабаровска, и их утилизации. После запуска станции "Южная" обработка вырастет до 80%, а утилизация до 36-40%. Подготовка проектно-сметной документации по станции уже завершается. Подобная концессия готовится и для г. Комсомольска-на-Амуре, она также охватит Солнечный район и г. Амурск.
Также в регионе этой осенью будут объявлены и другие новые конкурсы по выбору регоператоров. Кроме отбора по Зоне 1, о чем было рассказано выше, предстоит выбрать поставщиков услуг по Зоне 13 (Советско-Гаванский район и пять поселений Ванинского района), а также по Зоне 2 (г. Комсомольск-на-Амуре и поселения Комсомольского района). Всего территория Хабаровского края разбита на 13 подобных зон.
Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края При использовании материалов ссылка на сайт www.khabkrai.ru обязательна